МБОУ "Лицей"
город Кирово-Чепецк
  • Кабинет логопеда

    Логопедическая помощь в лицее

    В соответствии с задачами школьного образования  - своевременного предупреждения и преодоления трудностей в освоении общеобразовательных программ, с сентября 2000 г. в МОБУ «Лицей»  работает логопедический кабинет. На базе логопункта осуществляется помощь обучающимся в преодолении речевых недостатков  учителем-логопедом высшей квалификационной категории, Пермяковой Инной Владимировной. 

    Цель работы Логопедического кабинета: оказание помощи обучающимся, имеющим затруднения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в формировании у них навыков для успешного освоения общеобразовательных программ.

    В последние годы просматривается тенденция к увеличению числа будущих первоклассников, чья речь не соответствует возрастным нормам.  Причин в этом несколько, основные из них: не все родители обращают внимание на речь детей в дошкольный период и не обращаются к логопеду,  не у всех есть возможность получить квалифицированную логопедическую помощь.  Наличие в школе Логопедического кабинета, направленные занятия с логопедом  помогают решить эту проблему и сделать обучение максимально успешным.

    В Логопедическом кабинете   специалистом - учителем-логопедом  осуществляется:

    • обследование  устной и письменной речи  обучающихся,
    • составление индивидуальных и подгрупповых программ и планов коррекции,
    • коррекционно-развивающиеся логопедические занятия,
    • консультации для родителей, обучающихся, педагогов, методическая работа по развитию и коррекции речи. 

    Основные направления работы:

    • профилактика и коррекция нарушения чтения,
    • профилактика и коррекция нарушения письма,
    • преодоление психологических проблем, связанных с речью (устной и письменной)

    Другие направления:

    • коррекция звукопроизношения
    • коррекция дикции
    • коррекция речевого дыхания 
    • лексико-грамматическое развитие
    • развитие связной речи
    • коррекция и развитие голоса
    • коррекция темпа речи
    • устранение запинок в речи, заикания(после консультации невролога).

    В рамках работы по коррекции и профилактике речевых нарушений, развития речи проводятся занятия по развитию внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, фонематического слуха и восприятия, ритма речи.

    О конфиденциальности

    Как говорилось ранее на каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия,  составляется речевая карта и в соответствии с ней программа коррекции.

    Речевая карта находится в закрытом допуске.

    После окончания коррекционно-развивающего логопедического курса в документах об окончании общеобразовательной школы не фиксируется, что обучающийся проходил данный курс.

    На вопросы, связанные с конкретными обучающимися, учитель-логопед отвечает только родителям при личной встрече.

    Информация для родителей учащихся, посещающих логопедические занятия:

    • Когда нужно обращаться к школьному логопеду?
    • О логопедических занятиях
    • Направления логопедической работы
    • Нарушение чтения и письма. Причины нарушений
    • Сложности с почерком
    • Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
    • Комплекс артикуляционной гимнастики

    Направления логопедической работы

    В течение года логопедом проводятся:

    - обследование устной и письменной речи обучающихся;

    - составление индивидуальных и подгрупповых программ и планов коррекции;

    - коррекционно-развивающиеся логопедические занятия;

    - консультации для родителей, обучающихся, педагогов;

    - методическая работа по развитию и коррекции речи.

    Логопедическое обследование

    Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 1 по 15 мая в начальной школе (1-4 классы).

    В сентябре в соответствии с результатами логопедического

    обследования осуществляется зачисление на логопедические занятия. Для каждого обучающегося логопед заполняет речевые карты, составляет индивидуальные программу и план работы.

    В мае по результатам обследования подводятся итоги коррекционно-развивающей работы за год, составляются предварительные списки для зачисления на логопедические занятия на следующий учебный год.

    Логопедические занятия

    Логопедические занятия проводятся в течение учебного года в индивидуально-подгрупповой форме в соответствии с планами коррекционной работы. Запись на логопедические занятия производится в соответствии с основными направлениями
    логопедической работы в общеобразовательной школе после логопедического обследования в сентябре. Количество учащихся, посещающих логопедические занятия ограничено 24-25 учащимися, учитывая специфику логопедических занятий. Для остальных учащихся логопедом дополнительно предусмотрено проведение консультаций и выдача рекомендаций.

    Эффективность логопедических занятий зависит от:
    1) изначального речевого нарушения
    2) от правильно выбранной программы коррекции речевых недостатков (по    
        результатам обследования)
    3) от личностных качеств учащегося
    4) от регулярности посещения занятий учащимся

    Логопедические занятия являются основополагающими по отношению к таким предметам, как чтение и письмо. Если представить себе дом, который строится с 1 этажа без фундамента, то очевидно, что рано или поздно он начнѐт разрушаться.
    Относительно речи это будет проявляться в нарушениях чтения и письма, связной речи, проблемах при общении. На логопедических занятиях “строят” такой речевой “фундамент”:
    - формируют необходимые речевые навыки
    - корректируют неправильно сформированные речевые умения,
    - проводят профилактику возникновения возможных речевых нарушений.
     

    Регулярность посещения учащимся логопедических занятий также очень важна, в противном случае вместо продвижения вперѐд происходит вынужденное повторение –топтание на месте.

    В коррекционной логопедической работе очень важна преемственность в работе логопеда и учителя начальных классов.

    Консультации логопеда

    Логопед проводит консультации для:

    - для родителей обучающихся, посещающих логопедических занятий

    - учителей начальных классов

    В качестве дополнительных логопедом предусмотрено проведение консультаций для родителей обучающихся 1-4 классов, чьи дети не посещают логопедически занятия.

    - для обучающихся 5-11 классов и их родителей

    - для будущих первоклассников МОБУ «Лицей» по согласованию

    - для всех преподавателей образовательных организаций.

    Когда нужно обращаться к школьному логопеду

    • если обучающийся 1 класса с трудом запоминает буквы, путает их;
    • если обучающийся 1 класса длительное время остаѐтся на послоговом чтении;
    • если чтение обучающегося начальной школы остаѐтся медленным, с ошибками;
    • если на письме обучающийся стойко пишет некоторые буквы неправильно, заменяет одни на другие;
    • если учащийся делает множественные ошибки на письме, и дополнительные занятия с учителем русского языка приводят лишь к временным результатам;
    • если речь учащегося  аграмматична, он с трудом подыскивает нужное слово;
    • если большие трудности вызывает пересказ;
    • если нарушено звукопроизношение;
    • когда нарушен темп речи (речь замедлена, либо темп речи слишком быстрый), наблюдаются запинки в речи;
    • если в речи присутствует назальный оттенок (постоянно говорит “в нос”);
    • если произнесение многосложных слов вызывает затруднение, иногда в речи происходит замена свистящих звуков на шипящие, звонких на глухие и т.п.;
    • если происходит резкая смена почерка;
    • если обучающемуся трудно общаться, он боится ошибок в своей речи;
    • если большую проблему вызывают ответы у доски, выступления (забывается материал, начинаются запинки в речи и т.).

    Материалы для работы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie